Ларина Екатерина Николаевна, воспитатель

КОНСУЛЬТАЦИИ

Организация экспериментальной деятельности в раннем возрасте 

Маленькие дети рождаются с жаждой познания, и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств развиваются только в процессе их использования.
Свобода действий, возможность выбора предмета изучения, заинтересованность в этом процессе взрослых приводят к тому, что умственные усилия ребенку становятся в радость, творческая деятельность приводит в восторг. 
В процессе познания ребенок сначала знакомится с внешними признаками окружающей действительности: цветом, формой, величиной, материалом и т.д. и лишь затем в процессе осмысливания он познает внутренние, существенные признаки, закономерности предметов и явлений. Тогда он начинает задавать вопросы.
И здесь важно не просто дать малышу голую информацию, да еще в готовом виде, или вообще отмахнуться («мал еще»), а вместе с ним организовать небольшой эксперимент, разобраться в том, что он увидит, и тогда мы станем свидетелями и участниками чуда: рождения маленького исследователя. 
Тема: «Вода» - дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла запачкалась»).
Тема: «Песок» Знакомясь с данной темой, дети узнают, что мокрый песок принимает любую нужную форму, на мокром песке остаются следы и отпечатки, что сухой песок может сыпаться.
Тема: «Камни» На занятиях, дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Опытническим путем, дети выясняют, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
Тема: «Бумага» При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Особенности планирования и принципы усложнения содержания детского игрового экспериментирования в раннем возрасте
Содержание детского игрового экспериментирования усложняется по двум направлениям одновременно.
Первое направление заключается в усложнении программного материала в рамках возрастной группы
На первом занятии для изучения предлагается один объект из ближайшего окружения детей. Педагог знакомится с уже имеющимися представлениями детей о предлагаемом объекте, например, о бумаге. Затем предлагает детям наиболее привычные и, может быть, знакомые малышам действия с бумагой. Одновременно, в процессе действий детей с бумагой педагог обращает внимание детей на её свойства, на их значение в жизни детей.
На последующих занятиях педагог систематизирует и обогащает знания детей о бумаге, как предмете исследования, его свойствах и изменении этих свойств во взаимодействии с другими изучаемыми объектами, наиболее близкими и знакомыми детям, например, с водой.
В ходе совместной организованной деятельности педагога с детьми взрослый показывает практическую ценность полученных знаний для жизни ребёнка, что ведёт к осознанию малышами правил действий с исследуемым объектом в предложенных обстоятельствах.
Второе направление заключается в усложнении содержания программного материала по детскому игровому экспериментированию при переходе от одной возрастной ступени к другой, например, с первой младшей группы во вторую младшую группу. 
Процесс усложнения основывается на следующих принципах: 
· Обогащение активного словаря детей словами, обозначающими материалы, их свойства и признаки, действия, производимые с ними. 
· Увеличение количества обследуемых объектов на одном занятии (в первой младшей группе – 2 объекта, во второй младшей группе добавляется третий). 
· Усложнение действий с объектами исследования. 
· Изменение алгоритма выполнения исследовательских действий детьми (в возрасте 2-3 лет ребёнок сначала действует, а затем высказывается, в 3-4 года – ребёнок сначала предполагает, а затем проверяет предположение собственным действием с объектом познавательной деятельности). 
Условия организации детской исследовательской деятельности в дошкольном учреждении
· Создание мотивационно-развивающего пространства для исследовательской деятельности дошкольников (детских экспериментальных лабораторий).
· Предоставление возможности исследовательских действий с предложенным материалом каждому ребёнку (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов).
· Поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых).
· Ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна.
Принципы организации детской исследовательской деятельности Использование литературной канвы занятия с детьми раннего возраста как средства стимулирования мотивации детей на осмысленную познавательно-исследовательскую деятельность. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает педагогу естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше.  
· Доступность содержания литературного текста и объектов исследования. 
· Чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом. 
· Вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами. 
· Содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать. 
Спецификация оборудования детской экспериментальной лаборатории
для детей раннего возраста 
(для демонстрации и на каждого ребёнка):
· Отдельное помещение с близким доступом к воде, столы и стулья для детей.
· Материалы и вещества (вода, песок, бумага, тряпочки, камни, снег, лёд, краски, мыло, пластилин и т.д.). 
· Глубокие и мелкие пластиковые лотки, лейки, совочки.
· Плоские и объёмные геометрические фигуры, резиновые игрушки, маленькие пластиковые игрушки, модели для игры с песком и водой.
· Непромокаемые фартуки с рукавами.
13 июля 2019 в 21:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.