Ларина Екатерина Николаевна, воспитатель
КОНСУЛЬТАЦИИОрганизация экспериментальной деятельности в раннем возрасте
Маленькие дети рождаются с жаждой познания, и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания. Органы чувств развиваются только в процессе их использования.
Свобода действий, возможность выбора предмета изучения, заинтересованность в этом процессе взрослых приводят к тому, что умственные усилия ребенку становятся в радость, творческая деятельность приводит в восторг. В процессе познания ребенок сначала знакомится с внешними признаками окружающей действительности: цветом, формой, величиной, материалом и т.д. и лишь затем в процессе осмысливания он познает внутренние, существенные признаки, закономерности предметов и явлений. Тогда он начинает задавать вопросы. И здесь важно не просто дать малышу голую информацию, да еще в готовом виде, или вообще отмахнуться («мал еще»), а вместе с ним организовать небольшой эксперимент, разобраться в том, что он увидит, и тогда мы станем свидетелями и участниками чуда: рождения маленького исследователя. Тема: «Вода» - дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла запачкалась»). Тема: «Песок» Знакомясь с данной темой, дети узнают, что мокрый песок принимает любую нужную форму, на мокром песке остаются следы и отпечатки, что сухой песок может сыпаться. Тема: «Камни» На занятиях, дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Опытническим путем, дети выясняют, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Тема: «Бумага» При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона. Особенности планирования и принципы усложнения содержания детского игрового экспериментирования в раннем возрасте Содержание детского игрового экспериментирования усложняется по двум направлениям одновременно. Первое направление заключается в усложнении программного материала в рамках возрастной группы На первом занятии для изучения предлагается один объект из ближайшего окружения детей. Педагог знакомится с уже имеющимися представлениями детей о предлагаемом объекте, например, о бумаге. Затем предлагает детям наиболее привычные и, может быть, знакомые малышам действия с бумагой. Одновременно, в процессе действий детей с бумагой педагог обращает внимание детей на её свойства, на их значение в жизни детей. На последующих занятиях педагог систематизирует и обогащает знания детей о бумаге, как предмете исследования, его свойствах и изменении этих свойств во взаимодействии с другими изучаемыми объектами, наиболее близкими и знакомыми детям, например, с водой. В ходе совместной организованной деятельности педагога с детьми взрослый показывает практическую ценность полученных знаний для жизни ребёнка, что ведёт к осознанию малышами правил действий с исследуемым объектом в предложенных обстоятельствах. Второе направление заключается в усложнении содержания программного материала по детскому игровому экспериментированию при переходе от одной возрастной ступени к другой, например, с первой младшей группы во вторую младшую группу. Процесс усложнения основывается на следующих принципах: · Обогащение активного словаря детей словами, обозначающими материалы, их свойства и признаки, действия, производимые с ними. · Увеличение количества обследуемых объектов на одном занятии (в первой младшей группе – 2 объекта, во второй младшей группе добавляется третий). · Усложнение действий с объектами исследования. · Изменение алгоритма выполнения исследовательских действий детьми (в возрасте 2-3 лет ребёнок сначала действует, а затем высказывается, в 3-4 года – ребёнок сначала предполагает, а затем проверяет предположение собственным действием с объектом познавательной деятельности). Условия организации детской исследовательской деятельности в дошкольном учреждении · Создание мотивационно-развивающего пространства для исследовательской деятельности дошкольников (детских экспериментальных лабораторий). · Предоставление возможности исследовательских действий с предложенным материалом каждому ребёнку (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов). · Поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых). · Ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна. Принципы организации детской исследовательской деятельности Использование литературной канвы занятия с детьми раннего возраста как средства стимулирования мотивации детей на осмысленную познавательно-исследовательскую деятельность. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает педагогу естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше. · Доступность содержания литературного текста и объектов исследования. · Чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом. · Вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами. · Содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать. Спецификация оборудования детской экспериментальной лаборатории для детей раннего возраста (для демонстрации и на каждого ребёнка): · Отдельное помещение с близким доступом к воде, столы и стулья для детей. · Материалы и вещества (вода, песок, бумага, тряпочки, камни, снег, лёд, краски, мыло, пластилин и т.д.). · Глубокие и мелкие пластиковые лотки, лейки, совочки. · Плоские и объёмные геометрические фигуры, резиновые игрушки, маленькие пластиковые игрушки, модели для игры с песком и водой. · Непромокаемые фартуки с рукавами. 13 июля 2019 в 21:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.